4. Подготовка карты к работе

Подготовку карты к работе следует начинать сразу же после ее получения, чтобы в последующем при выполнении какой-либо задачи уже не затрачивать на это дополнительное время.

Наиболее целесообразно готовить карту к работе в такой последовательности. Сначала следует ознакомиться с полученными листами карты и склеить их (карта, особенно крупного масштаба, состоит, как правило, из нескольких листов), а затем «поднять» карту и сложить ее, придав склейке удобные для пользования форму и размеры.

Ознакомление с полученными листами проводится с той целью, чтобы уяснить все важные характеристики данной топографической карты, а также установить совпадения или различия в полученных листах, которые составят склейку нужного района.

В первую очередь нужно определить масштаб карты, значение которого дано на каждом листе под его южной рамкой. Затем следует ознакомиться с размерами километровой сетки, т. е. определить «цену» стороны квадрата сетки в сантиметрах карты и километрах местности. При этом необходимо помнить, что сторона квадрата километровой сетки для карт масштабов 1:10 000, 1 : 25 000, 1 : 50 000 соответствует одному километру на местности и соответственно 10, 4 и 2 сантиметрам на карте. А вот для карты масштаба 1 : 100 000 сторона квадрата равна 2 сантиметрам, масштаба 1 : 200 000 — 5 сантиметрам, что соответствует 2 и 10 километрам на местности. На топографических картах масштабов 1 : 500 000 и 1 : 1 000 000 километровые сетки не наносятся.

Уяснение масштаба полученных листов и размеров километровой сетки позволит не только судить о точности и степени подробности карты, но и определить возможность ее использования для решения предстоящих задач, так как карты различного масштаба предназначаются для использования в разных целях.

Важно установить, в какой степени карта отвечает действительной картине местности, не устарела ли она. В этом можно убедиться, прочитав в юго-восточном углу рамки год съемки и год рекогносцировки. В северо-западном углу рамки указаны номер и год издания данного листа, а также подписано, в какой системе координат составлен лист карты. Последнее особенно важно при использовании карты для целеуказания в прямоугольных координатах.

Знакомясь с картой, состоящей из нескольких листов, изданных в разное время, следует установить возможные расхождения в наиболее употребительных условных знаках. Ведь за время, прошедшее от одного издания до другого, могли быть введены совершенно новые условные обозначения или уточнены ранее существовавшие. Одни и те же местные предметы на листах карты разных изданий могут быть поразному обозначены, что нужно учитывать при работе с картой.

Для правильной склейки полученных листов карты надо предварительно установить их взаимное расположение. Сделать это нетрудно, если склейка составляется из небольшого количества листов. Достаточно взять один из листов и посмотреть на каждой стороне его рамки номенклатуру четырех других листов. В тех случаях, когда требуется карта-склейка из большого количества листов, рекомендуется составлять схему расположения последних. Пользуясь этой схемой, можно безошибочно подобрать все листы склейки и расположить их в правильном порядке. Однако для правильного составления схемы расположения листов надо знать номенклатурную разграфку топографических карт различных масштабов по отношению к тому листу, который принят за исходный.

Так, для топографических карт масштабов 1 : 500 000, I : 200 000 и 1 : 100 000 в качестве исходного листа принят лист масштаба 1 : 1 000 000. Один лист карты этого масштаба охватывает территорию, равную по широте 4° и по долготе 6°. Номенклатура такого листа обозначается сочетанием буквы и числа, например, N-33, М-38, N-37 и т. д. В этой номенклатуре буква означает ряд, а число — номер колонны. Дело в том, что всю поверхность земного шара условились разбить на ряды, ограниченные отстоящими друг от друга на 4° параллелями, и на колонны, ограниченные меридианами через каждые 6°. Обозначение рядов ведется начиная от экватора с буквы А латинского алфавита к обоим полюсам, а колонны принято нумеровать арабскими порядковыми числами, начиная с меридиана 180°.

На рис. 3 показано, как разграфлен лист карты масштаба 1 : 1 000 000 на листы карты масштаба 1 : 500 000. Исходный лист разделен на четыре части, каждая из которых имеет буквенное обозначение. Следовательно, если лист карты имеет обозначние, например, N-33-5 или М-38-В, то это означает, что данный лист представляет собой карту масштаба 1 : 500 000.

Рис. 3. Разграфка листа карты масштаба 1 : 1 000 000 на листы карты масштаба 1 : 500 000

Разграфка листа карты масштаба 1 : 1 000 000 на листы карты масштаба 1 : 500 000

Под номенклатурой понимают систему условных обозначений отдельных листов топографических карт.

Все обозначения номенклатуры листов карты более крупных масштабов записываются справа от номенклатуры исходного листа, в чем можно убедиться, обратившись к рис. 4.

Рис. 4. Разграфка листа карты масштаба 1 : 1 000 000 на листы карты масштаба 1 : 100 000 и 1 : 50 000

Разграфка листа карты масштаба 1 ; 1 000 000 на листы карты масштаба 1 : 100 000 и 1 : 50 000

В одном исходном листе карты масштаба 1 : 1 000 000 содержится 36 листов карты масштаба 1:200 000 и 144 листа карты масштаба 1 : 100 000. Для примера запишем номенклатуру заштрихованного листа — N-33-XV. Номенклатура листа карты масштаба 1 : 100 000 может быть записана N-33-81. Номенклатура листов карт более крупного масштаба обозначается еще проще. Так, запись М-33-75-А на листе обозначает, что этот лист карты масштаба 1 : 50 000. Легко догадаться, что эта номенклатура получена путем деления листа карты 1 : 100 000 на четыре части (А, Б, В, Г). Аналогично этому запись N-33-120-Г-а означает ее принадлежность к листу карты ) : 25 000. Лист этой карты составляет четвертую часть карты 1 : 50 000, где каждая часть занумерована слева направо русскими буквами а, б, в, г. Разделив один лист карты 1 : 25 000 на четыре части и занумеровав каждую из них арабской цифрой (1, 2, 3, 4), можно составить номенклатуру листа карты масштаба 1 : 10 000 — например, N-33-120-Г-а-2, N-33-120-В-6-4 и т. п.

Таким образом, зная систему составления номенклатуры топографических карт, совсем нетрудно расположить все полученные листы в определенном порядке или составить схему разграфки листов.

Затем приступают к склейке. Предварительно в местах склейки обрезают восточную и южную стороны листа карты по его внутренней рамке. Для этого рекомендуется пользоваться острым ножом или лезвием безопасной бритвы. При склеивании южная и восточная, то есть обрезанные стороны листа, накладываются соответственно на северную и западную части смежных листов. При соблюдении этого простого правила склейки смежных листов во время работы на склеенной карте карандашом или резинкой, когда производятся привычные движения рукой слева направо и сверху вниз, края листов в местах склейки не будут задираться.

Если требуется склеить много листов, то эту операцию можно производить последовательно — или склеивать в колонки (с севера на юг) или по рядам (с запада на восток). Лучше всего начинать склеивать по короткому направлению. Чтобы не испачкать карту клеем, обрезанный лист переворачивают лицевой частью вниз, совмещая его с необрезанным листом по линии склеивания, а затем кисточкой или тряпочкой аккуратно наносят клей на необрезанный лист тонким слоем полоской в два — три сантиметра шириной. После этого обрезанный лист переворачивают и совмещают оба листа по линиям километровой сетки и по контурам. Следует иметь в виду, что если требуется склеить листы, выполненные в различных системах координат, их совмещают не по линиям километровой сетки, а по контурам местности и местных предметов. В этих случаях линии километровой сетки двух смежных листов совпадать не будут.

Чтобы уплотнить склейку и убрать остаток клея, нужно поперек линии склейки в сторону обреза провести сухой тряпкой или положить вдоль линии склейки полоску бумаги, используя для этого обрезки карты. Оставлять излишки клея не рекомендуется, так как это мешает работе на карте с карандашом и, кроме того, в местах, покрытых клеем, карта быстрее рвется при перегибах.

После склеивания листов карту следует на некоторое время оставить в развернутом виде, чтобы подсох клей. Затем целесообразно сделать общую оценку района той местности, на которой придется выполнять поставленную задачу, и в пределах этого района «поднять» карту.

Что означает «поднять» карту?

Как известно, на наших топографических картах основные условные обозначения местности и местных предметов нанесены разным цветом примерно одинаковой яркости. Эти цветные обозначения позволяют более наглядно представить, как выглядит интересующий нас район в действительности на местности. Однако в боевой обстановке нас в большей степени интересует какая-то определенная группа местных предметов или деталей рельефа местности и в меньшей степени — другие элементы.

Поэтому, чтобы карта была более наглядной и па ней отчетливо выделялись нужные нам для выполнения задачи подробности, на ней усиливается расцветка тех деталей, которые нас больше интересуют. Это и входит в понятие «подъем карты». Как показывает опыт, целесообразно «поднимать» высоты, овраги, водные преграды, дороги, мосты, броды, отдельные рощи и другие детали карты, которые могут использоваться в зависимости от конкретной задачи, решаемой с помощью карты.

Усиливать расцветку карты рекомендуется подтушевкой или дополнительной штриховкой нужных участков тем же цветом, которым на многоцветной карте обозначены интересующие нас детали местности и местные предметы. Так, например, ручьи и реки «поднимаются» путем утолщения их изображения синим (голубым) цветом, дороги — утолщенной коричневой линией непосредственно по самой дороге или параллельно ей. Населенные пункты «поднимают», обводя их по внешнему контуру, подчеркивая или подписывая их более крупным шрифтом. Изображения небольших местных предметов (мостов, курганов, отметок высот, ям и т. п.) «поднимаются» вычерчиванием более крупного условного знака. Обозначения неровностей рельефа местности обычно подтушевываются коричневым и светло-коричневым цветом с более темным тоном в тех местах, где горизонтали гуще, то есть местность выше.

После «подъема» карты ее складывают. Карту нужно уметь складывать так, чтобы склейкой было удобно пользоваться, не разворачивая ее каждый раз полностью, а лишь открывая требуемый участок. Когда карта сложена правильно, она и сохраняется лучше.

Перед складыванием карты предстоит сначала определить, в каком районе предстоит больше всего работать. Листы этого района не должны завертываться внутрь.

Поясним эту мысль на примере. Допустим, что карта будет использоваться при движении по маршруту. Тогда она складывается полосой (размер полосы определяется величиной папки или планшета, где карта будет находиться большую часть времени) с маршрутом в центре полосы. Поскольку при работе с картой придется пользоваться километровой сеткой, ее числовые значения желательно подписать непосредственно на карте на тех местах, которые не будут подгибаться внутрь. Нумерацию километровой сетки можно подписывать, например, через одну или две линии, чтобы не затемнять карты. Те части склейки, которые не будут использоваться при движении по маршруту, подгибаются с обеих сторон тоже полосами и таких же размеров.

В результате такого складывания получится длинная полоса карты по маршруту. Эту полосу складывают в виде «гармошки» по размеру папки или планшета.

Теперь можно со всей уверенностью сказать, что подготовка карты к работе закончена.

<<  к Оглавлению Дальше  >>

Связанные статьи:
1. Что такое местность?
2. Назначение и содержание топографических карт
3. Классификация топографических карт
4. Подготовка карты к работе
5. Измерительные приемы, применяемые при работе с картой
6. Топографическое ориентирование по карте
7. Изучение местности по карте
8. Оценка маршрута движения, выбранного или назначенного по карте
9. Определение координат точек по карте
10. Целеуказание по карте
11. Топографическая привязка с помощью карты
12. Хранение и сбережение карт