8. Оценка маршрута движения, выбранного или назначенного по карте

В условиях современного боя подразделениям и частям приходится часто маневрировать на поле боя, так как длительное пребывание в одном и том же районе создает противнику благоприятные условия для применения ядерного оружия. Маневр войск на поле боя чаще всего производится по существующим или прокладываемым дорогам — так называемым колонным путям.

Необходимость частого перемещения в самых различных направлениях требует от всех лиц, которые по роду своей службы руководят перемещением или непосредственно осуществляют его, в совершенстве владеть умением оценивать маршрут движения по карте.

При выборе маршрута движения по карте целесообразно руководствоваться следующим.

Во-первых, маршрут движения в назначенный район должен быть таким, чтобы на передвижение затрачивалось минимальное время. Во-вторых, он должен проходить по возможности по тем участкам местности, которые позволяют перемещаться скрытно от воздушного и наземного наблюдения противника. В-третьих, маршрут должен обеспечивать наибольшую проходимость тем средствам транспорта, на которых предстоит совершать движение. Кроме того, при перемещении вблизи линии фронта, маршрут движения следует выбирать по наиболее укрытым от огня противника участкам.

Если маршрут движения назначен, то его изучение целесообразно строить в такой последовательности.

Прежде всего нужно ознакомиться в направлении предстоящего движения с общим характером местности, а сам маршрут «поднять», чтобы он более отчетливо выделялся на карте.

Затем измеряют длину маршрута, после чего его изучают уже более детально. Детальное изучение маршрута проводят с целью установить или уточнить: состояние дорог или колонных путей; возможные препятствия на пути движения и условия их преодоления; возможность маскировки при движении и во время расположения на привалах; возможную скорость движения на отдельных участках маршрута и среднюю скорость по всему маршруту в целом.

Измерение длины маршрута

Длину маршрута измеряют обычно с помощью циркуля или курвиметра. Если маршрут движения проходит по извилистой дороге, то ножки циркуля расставляют на 0,5 см и этим раствором, последовательно перемещая его, измеряют длину маршрута. Раствор циркуля может быть в два — три раза большим при движении по относительно прямолинейным дорогам.

С помощью циркуля длину маршрута можно измерять и другим способом. Он заключается в последовательном наращивании длины отрезков маршрута.

Сначала ножки циркуля расставляют на величину первого прямолинейного участка маршрута (от его начала до первого поворота). Затем, не меняя расстояния между ножками циркуля и оставляя переднюю ножку на месте, поворачивают циркуль так, чтобы его задняя ножка оказалась в створе сзади со вторым прямолинейным участком маршрута. После этого, опираясь на заднюю ножку, переднюю отодвигают по направлению створа до следующего поворота. Теперь в растворе циркуля уже будет заключена длина двух участков маршрута. Аналогично, ставя две ножки в створе с третьим участком маршрута, добавляют в раствор циркуля и его длину.

Полученный таким образом раствор циркуля, включающий сумму нескольких отрезков маршрута, прикладывают к линейке и измеряют в миллиметрах. Так измеряют весь маршрут.

Одновременно, с измерением длины маршрута отмечают, начиная от исходного пункта движения, участки маршрута через каждые 5 км, надписывая против них пройденный путь (5, 10, 15, 20 км и т. д.). Если предстоит совершить длительный марш, маршрут можно разбить и на большие отрезки пути, например через 10 км. Обычно такую разметку расстояний делают для маршрутов значительной протяженности. Для более коротких маршрутов разметку расстояний можно не делать.

При измерении длины маршрута с помощью курвиметра им проводят по всему маршруту движения. На конечной точке снимают отсчет. Если в процессе измерения длины не хватает одного оборота шкалы, нужно полученное количество оборотов умножить на цену оборотов шкалы в километрах и сложить с тем отсчетом, который оказался после нуля шкалы.

Так как длина маршрута находится в некоторой зависимости от характера рельефа местности, по которой совершается движение, а карта, являясь проекцией местности на плоскость, эту зависимость не учитывает, то измеренная по карте длина маршрута будет на некоторую величину меньше действительной длины. Поэтому в полученную по карте длину маршрута нужно вводить специальную поправку, значение которой приводится в следующей таблице:

Характер местности Значение поправки (ΔДк )
в зависимости от карты масштаба
1 : 50 000 1 : 100 000 1 : 200 000
Равнинная 0 0,05 0,15
Среднепересеченная (холмистая) 0 0,10 0,20
Сильнопересеченная (горная) 0,05 0,15 0,15

Указанная в таблице поправка всегда вводится с плюсом, то есть она увеличивает длину маршрута, измеренную по карте.

Пример. Предполагается совершить марш по среднепересеченной местности. Длина маршрута, измеренная по карте 1 : 100 000, оказалась равной Дк = 90 км. Какова истинная длина маршрута Ди?

Решение.

Из этого примера видно, что для маршрутов большой протяженности учет поправки за рельеф местности в длину маршрута имеет существенное значение, так как поправка может достигать значительной величины.

Оценка проходимости маршрута

На передвижение по незнакомой местности большое влияние оказывает проходимость выбираемого или назначенного маршрута. Условия проходимости достаточно полно можно изучить по карте. Умение оценивать условия проходимости особенно важно при разведке пути, так как удачно выбранный по карте маршрут движения позволит в кратчайший срок выполнить поставленную задачу.

Учитывая широкое распространение в современных армиях колесных и гусеничных машин, оценку проходимости местности будем рассматривать применительно к этому виду транспорта.

Основными факторами, определяющими условия проходимости местности, являются:

— наличие дорог по направлению движения, их характер (ширина, покрытие, наличие крутых поворотов и т. п.) и грузоподъемность мостов;

— характер рельефа (наличие гористых участков, обрывов, оврагов, превышение высот относительно друг друга, крутизна скатов);

— наличие и характер водных преград (ширина, глубина, скорость течения, грунт дна), а также их берегов и переправ через преграды;

— почвенно-растительный покров и его протяженность к моменту движения;

— время года и состояние погоды.

Рассмотрим вкратце эти факторы и определим возможность и порядок их изучения по карте.

Наличие дорог определяется по карте общим обзором местности в полосе движения.

Качество дороги характеризуется ее классом, который можно установить по условному знаку дороги (автострада, шоссе, улучшенная грунтовая дорога, полевая дорога, тропинка и т. п.). Общую ширину дороги и ширину ее твердого покрытия определяют по подписи на условном знаке дороги. Грузоподъемность мостов устанавливают по подписи вблизи условного знака моста или же оценивают приближенно в зависимости от класса дороги, на которой расположен мост. Тип моста, а также материал, из которого он сделан, можно определить по виду условного знака, обозначающего мост.

Если имеются аэроснимки, изготовленные по материалам недавнего воздушного фотографирования, по ним можно определить наличие завалов, заграждений на дорогах, а также установить, какие из мостов разрушены. Правда, для этой цели нужны крупномасштабные снимки.

При изучении проходимости маршрута в зависимости от рельефа местности прежде всего устанавливают наличие гористых участков, направление хребтов, обрывов, оврагов, промоин, их относительное превышение и крутизну скатов.

Относительное превышение различных точек по направлению маршрута движения определяют путем сравнения (вычитания) их абсолютных высот, величины которых устанавливают по горизонталям и отметкам карты. Так, например, при расположении точки на горизонтали ее абсолютная высота будет равна отметке данной горизонтали. Когда точка находится между горизонталями, ее абсолютную высоту определяют простейшей интерполяцией, то есть сравнением высот двух смежных горизонталей с учетом удаления Данной точки от той или иной горизонтали.

При совершении марша важно и то, как приходится двигаться — в гору или под гору. Это существенно влияет на скорость движения. Следовательно, нужно учитывать направление повышения (понижения) ската, по которому проходит маршрут. Тем, кто умеет читать рельеф карты, определить направление ската по карте очень просто. Так, понижение всегда будет в сторону водоема. Кроме того, направление ската можно установить по так называемым бергштрихам (черточкам) горизонталей. На них штрих направлен в сторону понижения ската. Наконец понижение (повышение) ската можно определить путем сравнения высот точек, а также по надписям высот горизонталей. Основание числа, обозначающего высоту горизонтали, направлено в сторону понижения ската.

Известно, что разные виды транспорта способны преодолевать различные углы подъема при движении по неровной местности. Так возникает необходимость в заблаговременном определении на маршруте крутизны ската на некоторых участках дороги.

Для точного определения крутизны ската существует формула

где

а — угол в градусах, обозначающий критузну ската;

h — относительное превышение точек, расположенных на скате, крутизна которого определяется;

d — расстояние между точками, снятое с карты.

В приведенной формуле величины h и d должны быть в одних и тех же единицах измерения (обычно в метрах).

Пример. Требуется определить крутизну ската по дороге между пунктами А и Б, имеющимися на карте. На рис. 19 положение то чек А и Б карты изображено в виде проекции на вертикальную плоскость, рассекающую скат.

Рис. 19. Определение крутизны ската между точками А и Б по разности их абсолютных высот
Определение крутизны ската между точками А и Б по разности их абсолютных высот

Решение. По горизонталям (отметкам) карты определяем абсолютные высоты точек А и Б. Пусть они соответственно равны 110 и 230 м. Расстояние между ними (АБ1 = d), измеренное по карте, оказалось равным 600 м.

Превышение между точками А и Б будет равно h= 230-110=120 м. Тогда

, откуда (по специальной таблице значений тангенсов углов) находим крутизну ската а = 11,5°.

Наиболее распространенный способ определения крутизны скатов — по шкале заложений (рис. 20), помещаемой в южной части листа карты.

Рис. 20. Вырезка листа карты со шкалой заложений
Вырезка листа карты со шкалой заложений

Этот способ заключается в том, что для нахождения крутизны ската на каком-либо участке дороги с помощью полоски бумаги или циркуля измеряют расстояние между горизонталями, проходящими через те точки, крутизна ската между которыми определяется. Отмеченное на полоске бумаги или же обозначенное раствором циркуля расстояние (на рис. 20 оно обозначено утолщенной полоской) переносят на шкалу заложений, как показано на рис. 20.

Тогда у основания шкалы можно прочитать величину крутизны ската. Так, на нашем рисунке крутизна ската между двумя смежными горизонталями, отмеченными черточкой, оказалась равной 4°.

После определения крутизны ската по карте можно решить, учитывая возможности своих средств передвижения, условия погоды и время года, преодолим или нет данный участок местности, лежащий на маршруте движения.

Оценивая характер водных преград в полосе движения или на маршруте, в первую очередь следует обратить внимание на ширину и глубину рек, особенно в тех случаях, когда имеются опасения, что мосты через водные преграды окажутся разрушенными или недостаточной грузоподъемности. Ширина и глубина реки обычно подписываются. Если же подписи нет, то ширину реки устанавливают по ширине условного знака, а глубину — в зависимости от транспортного значения реки. Так, принято на картах масштабов 1 : 25 000 и 1 : 50 000 реки шириной до 5 м, а на картах масштаба 1 : 100 000 шириной до 10 м изображать в одну линию. Более широкие реки изображают на карте в две линии. Судоходные реки обычно имеют глубину 2-3 м и больше. Глубина рек, использующихся как сплавные, около 1 м.

Такие характеристики реки, как скорость и направление течения, особенно важно знать при действии в горной местности. Они обозначаются на условном знаке реки — скорость в м/сек (с точностью до 0,1), направление течения — стрелкой. Грунт дна реки можно определить по соответствующей подписи у брода. Если брод отсутствует, то характер грунта устанавливается предположительно, по скорости течения. У рек, текущих медленно, обычно мягкий и даже вязкий грунт. У рек со скоростью течения реки более 1 м/сек грунт дна обычно твердый.

Если придется преодолевать водную преграду вброд, надо знать, каковы ее берега, чтобы оценить их проходимость. Крутизну берегов обычно определяют теми способами, о которых рассказано выше; обрывистые берега — по условному знаку.

Наличие и характер переправ через водные преграды устанавливают по карте по условным знакам, а их исправность — по свежим аэроснимкам. По данным аэросъемки, кроме того, можно выявить переправы, созданные за время, прошедшее после съемки (рекогносцировки) местности, на основе которой составлена или исправлена карта.

При изучении по карте влияния почвенно-растительного покрова на проходимость местности по маршруту движения по условным знакам определяют наличие и расположение (протяженность) заболоченных участков, песков, солончаков и т. п., а также лесов и кустарников. Изучение почвенно-грунтовых условий и их влияния на проходимость проводят с обязательным учетом времени года и погодных условий. Так, летом на маршруте движения серьезным препятствием могут являться болота, которые зимой обычно оказываются проходимыми не только для пешеходов, но и для большинства видов транспорта.

При движении в сухую погоду по полевым дорогам, пролегающим по глинистой, черноземной или суглинистой почве, образуется очень много пыли. Если же увеличить интервалы между машинами, то и по ним можно двигаться со значительной скоростью. Проходимость по тем же дорогам в дождливую погоду резко падает и скорость движения обычно снижается в два-три раза.

Если марш совершается по целине, покрытой высокой травой, или же по пашне, то скорость движения будет значительно меньше, чем по полевой дороге.

Только по карте нельзя определить достаточно точно характер почвенно-грунтовых условий на маршруте движения, так как карты содержат лишь данные о болотах, солончаках, песках. Данные о характере почвы и грунта можно почерпнуть, используя косвенные признаки, в частности вид растительности. Если маршрут движения проходит, например, через сосновые леса, то грунт в этих местах будет песчаный или супесчаный, а на участках лиственного леса почва будет глинистая и черноземная. Так, по породе леса, обозначаемой на карте, приблизительно устанавливается характер почвы и, следовательно, степень ее влияния на проходимость местности.

Если маршрут движения проходит через лес, то его проходимость определяется в зависимости от толщины и густоты деревьев, наличия просек и их расположения по отношению к направлению движения. Обычно высота и толщина деревьев в лесу подписывается на картах в виде дроби, в которой числитель означает высоту, а знаменатель — толщину в метрах.

Подробное изучение маршрута, выбранного или назначенного по карте, дает возможность установить, какие участки маршрута необходимо дополнительно разведать на местности непосредственно во время движения или при проведении разведки пути, если она предполагается накануне марша. Наряду с этим, учитывая проходимость отдельных участков маршрута в различное время суток, можно определить скорость движения на этих участках. Это позволит более точно установить сроки прибытия в конечный пункт движения.

Если по карте выбрать маршрут, проходящий в условиях бездорожья, и предполагается оборудование колонных путей, то следует отдать предпочтение таким участкам местности, на которых можно изыскать подручные материалы для прокладки колонного пути.

<<  к Оглавлению Дальше  >>

Связанные статьи:
1. Что такое местность?
2. Назначение и содержание топографических карт
3. Классификация топографических карт
4. Подготовка карты к работе
5. Измерительные приемы, применяемые при работе с картой
6. Топографическое ориентирование по карте
7. Изучение местности по карте
8. Оценка маршрута движения, выбранного или назначенного по карте
9. Определение координат точек по карте
10. Целеуказание по карте
11. Топографическая привязка с помощью карты
12. Хранение и сбережение карт